Пятница, 17.05.2024, 13:44Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя начальных классов Демченковой М.А
Меню сайта
Категории раздела
Для первоклассников [5]
Полезные статьи для первоклассников
Для выпускников начальной школы [0]
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Для первоклассников

Что такое "Школьная зрелость"?
ЧТОТАКОЕ «ШКОЛЬНАЯЗРЕЛОСТЬ»?
Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный
режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже
стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе.
Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для
здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное
время, нередко на весь учебный год.
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ?
Одной из главных причин специалисты называют несоответствие функциональных
возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного
развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное
отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Более
ста лет назад были предприняты попытки определить готовность детей к обучению, или,
как часто сейчас говорят, «школьную зрелость». Это не что иное, как необходимый
уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья,
нормального развития справляться с учебой в школе. Недостаточная «школьная зрелость»
чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего это
касается психики ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь
в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную
информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, то
есть восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной
премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов
звукопроизношения. Очень важны способность снижать на определенное время высокую
двигательную активность, умение сохранять рабочую позу. А для освоения письма и
рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев
рук.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА «НЕЗРЕЛЫХ» ДЕТЕЙ?
«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в
учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась
лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они
чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание
учиться. Это связано прежде всего с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося
выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо
определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.
Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по
уровню зрелости, за исключением одного. Девочки успешнее выполняют тесты,
требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как
правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у
девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк
гораздо лучше.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ИДТИ В ШКОЛУ?
Специалисты установили, что среди детей шестилетнего возраста количество
«незрелых» весьма велико — почти половина. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от
семилетнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит
значительный скачок в психическом и физическом развитии малыша. В возрасте 6,5 лет
количество «незрелых» детей уменьшается до 23-30 процентов, а среди семилетних оно
еще ниже — 10-15 процентов.
Согласно современному законодательству (Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576-96
«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах
МОУ гимназия №1 г. Данкова
http://mougimnazy01.ucoz.ru
2
современных общеобразовательных учреждений»), ребенок может быть принят в
первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев.
Шестилетние дети (до 6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный
комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем
необходимым для организации обучения таких детей.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»?
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические
приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о готовности ребенка к
школе.
Определение готовности детей к обучению проводится врачом детского дошкольного
учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад). Такая
диагностика — часть углубленного медицинского осмотра детей(плановой диспансеризации).
Врачи рекомендуют проводить диагностику «школьной зрелости» дважды. Первый раз в
октябре — ноябре, почти за год до поступления в школу. Это позволит родителям
дошкольников с отставанием в развитии необходимых функций заранее провести
коррекцию. Например, ребенок с дефектами речи может позаниматься с логопедом.
Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его
в логопедическую группу детского сада. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем
выше будет их эффективность.
Повторная диагностика (в апреле — мае) позволяет окончательно сформировать
мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше
порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе выполняется далеко
не всегда. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ваш ребенок посещает детский
сад, опытный воспитатель с большой степенью точности может определить проблемы в
развитии вашего ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские
психологи, которые тоже могут помочь.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ОКАЗАЛСЯ «НЕЗРЕЛЫМ»?
Если ему 6,5 лет — повремените с поступлением в школу. Даже если к началу
учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем
( хронические болезни, частые обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно,
обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь
выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-
воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего
обучения.
«Незрелость» детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе,
окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не
просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.
Категория: Для первоклассников | Добавил: Marina_D (11.09.2013)
Просмотров: 459 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0